Владимир Соколаев
Владимир Соколаев называл себя «активным наблюдателем». Для него фотография была «способом познания окружающего мира, сознательной и активной реакцией на все происходящее».
Он родился в Сталинске (Новокузнецке) 11 мая 1952г. Познакомился с фотографией в девять лет, когда родители купили ему фотоаппарат «Смена-6», а дядя по материнской линии показал, как печатаются снимки.
После армии стал работать учеником, а потом фотографом службы быта.
В 1974-1981 годах работал в кинокорреспондентском пункте Кузметкомбината (в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался «КМК-фильм». В 1974 году В. Соколаев с женой вернулся в родной город и стал искать работу. В кинокоррпункте требовался электрик. Соколаев устроился электриком, но стал фотографом. Так состоялось возвращение к Фотографии.
Вместе с Владимиром Воробьевым и Александром Трофимовым в 1978 году В. Соколаев организовал творческую группу фотографов «ТРИВА», работавшую на рубеже 1970-1980-х годов при киностудии КМК. Это была группа единомышленников, людей, связавших с фотографией всю свою жизнь: Владимир Воробьев, Александр Трофимов и Владимир Соколаев: «три» - трое, «ВА» - Владимиры и Александр.
В 1983 году В. Соколаев окончил Ленинградский институт киноинженеров.
С 1990 года он – Член Союза фотохудожников России.
Значительной частью его творческой биографии была социальная фотография (1980-1988). В 1995 году он начал также осваивать документальное авторское видео. В 2000 году вступил в Творческий союз художников России (IFA).
С 1987 года начал представлять социальные фотопроекты, один из которых – «Дети в Доме». В 1988 году состоялась фотовыставка-акция «Экология», в 1989 году экспонировалась в Москве. Фотовыставка «Дом Ребенка» о жителях специализированного Дома ребенка прошла в Новокузнецке и Перми в 1989 году. В 1990 году в Новокузнецке и Омске экспонировалась фотовыставка «ХРАМ».
С 1990 года занялся ландшафтной видеосьемкой. Автор 14 документальных видеофильмов проекта «ПРОСТРАНСТВА РОССИИ».
Последние годы В. Соколаев занимался ландшафтной фотографией. Его фотографии публиковались в отечественных и зарубежных изданиях.
На вопрос «Почему вы перестали заниматься социальной фотографией и ушли в ландшафтную?» В. Соколаев отвечал так:
«По мере взросления ареал интересов расширяется. Было в моей жизни время, когда меня чрезвычайно интересовал человек, то, что он создал вокруг себя - общество, отношения в нём, реакции такой структуры, как государство. Но всё это были советские времена, со всеми его парадоксами. А потом настал момент, когда меня стало интересовать нечто большее - то, как устроен мир вне контекста человеческого общества. Изучение картины мира стало мне ближе, чем тема социума, потому что в ней человека, как его единицы, нет. В природе он существует на равных правах с муравьём, с орлом, с реками и озёрами. Когда человек попадает в большой мир, масштабы, соотношения меняются. Чтобы в природе ему не потеряться, он должен стать её частью - это совсем другие отношения с миром. Чем ближе они становятся, тем меньший вес имеет социальная часть человеческого существа, а постепенно и вовсе утрачивается. Это как альпинисты постепенно уходят в горы или моряки думают о морях, но не о городах. Потому что когда мы начинаем чувствовать большее целое, к меньшему у нас остаётся и меньше внимания. Это произошло и со мной».
Владимира Соколаева не стало в ночь на 12 сентября 2016 года, по словам друзей, в последнее время он тяжело болел.
"Фотография – это единственный вид искусства, который не искажает реальность.
Хотя подчас бывает очень тяжело не поддаться искушению и не добавить пару штрихов"